Лицензия для добычи подземных вод

Подземные воды, также как нефть, газ или золото, считаются полезными ископаемыми. Исходя из этого и согласно статье 11, действующего Фед. закона «О недрах», добывание таких подземных вод и применение их в коммерческих целях должно обязательно оформляться специальным гос. разрешением в виде лицензии.

Лицензией называется специальное государственное разрешение, выдаваемое юр. лицу на право использования участка недр, оформленное на специальном бланке, с обязательными текстовыми, а также графическими приложениями, в которых определены все условия использования недр для ранее заявленных целей.
Отсутствие лицензии или несоблюдение лицензионных условий преследуется по закону и тем самым обязательно повлечёт за собой наложение серьезных денежных штрафов.

Лицензию для добычи подземных вод получают во всех случаях, связанных с непосредственным осуществлением предпринимательской деятельности, а именно:

  • добыча минерал. подземных вод для разлива или бальнеологических целей;
  • добыча питьевых подземных вод для использования их в производстве различной пищевой продукции;
  • добыча питьевых подземных вод для использования их в централизованном хозяйственном и питьевом водоснабжении городов, поселков, а также сельских населенных пунктов;
  • добыча технических и питьевых подземных вод для использования их в хозяйственно-питьевом водоснабжении, а также для технологического обеспечения водой сельскохозяйственных и промышленных объектов, в том числе орошение земель и обводнение пастбищ;
  • добыча технических подземных вод для использовании их при разработки месторождений различных полезных ископаемых, а также иных целей;
  • добыча промышленных подземных вод;

От оформления такой лицензии освобождаются только собственники, арендаторы или пользователи земельных участков в таких случаях как:

  • добыча подземных вод в границах своих участков, из таких водоносных горизонтов, которые расположенных выше источников централь-го водоснабжения, при условии, что эти горизонты не будут являются источниками централ-го водоснабжения, но только для собственных нужд (то есть, для личных, бытовых, не связанных с предпринимательской деятельностью, без передачи от одного лица другому) и объёмом не превышающим 100 куб. метр. в сутки;
  • добыча подземных вод в границах ранее выделенного горного (или геологического) отвода, по утверждённому тех. проекту, в порядке, установленном фед. органом управления гос. фондом недр, но только для собственных технических или производственных нужд и при наличии действующей лицензии на разведку или добычу иных полезных ископаемых;

 

Как получить лицензию для добычи подземных вод?

Если объем добычи воды составляет менее 100 м. куб. в сутки, то в этом случае не предусматривается проведение гос. экспертизы и поэтому можно сразу направлять заявку на оформление лицензии на добычу подземных вод, в орган управления участками недр местного значения.

При оформлении такой заявки, от недропользователя в большинстве случаев потребуются определенные знания в области гидрогеологии. Звоните нам по телефону 8(831)410-19-23 и наша компания будет рада помочь вам оформить заявку на получение данной лицензии.
Схема работы гидрогеологических исследований объем добычи менее 100 метров кубический в сутки

В том случае, когда объем добычи превышает 100 м. куб. в сутки, необходимо выполнить определенный комплекс работ и требований состоящих из нескольких этапов:
1. Оформить лицензию на право пользования участком недр в целях его геологического изучения (на срок от 1 до 5 лет)
2. Разработать проект геологического изучения.
3. Выполнить работы по оценки запасов подземных вод.
4. Разработать проект ЗСО (зоны санитарной охраны) месторождения.

Схема работы гидрогеологических исследований объем добычи более 100 метров кубический в сутки

Упомянутые этапы не обязательно делать строго последовательно, часть из них можно провести параллельно, что позволит сократить совокупный срок ожидания до получения лицензии. После выполнения всех вышеуказанных этапов работ, и положительной апробации материалов оценки запасов в гос. комиссии по запасам, подаётся так называемая заявка на получение лицензии для добычи подземных вод, сроком до 25 лет.
Обязательным пунктом условий для использования участка недр, который прилагается к полученной лицензии на добычу подземных вод, является разработка Проекта водозабора.

Ниже более подробно рассматривается каждый из перечисленных этапов работ и перечень штрафных санкций за отсутствие лицензии или нарушение лицензионных условий.

 

Лицензия на право пользования участком недр в целях геологического изучения.

Данную лицензию необходимо получить до начала всех предстоящих работ, для этого юр. лицу требуется составить заявку и предоставить ее в соответствующий гос. орган, по мимо этого к заявке прилагается правильный и грамотно оформленный пакет юридических и технических документов.

К юридическим документам относятся:

  • копии учредительных документов заверенные нотариусом;

  • реквизиты заявителя;

  • копия решения уполномоченных органов управления организации (заявителя) о назначении единоличного исполнительного органа организации заверенная нотариусом;

  • выписка из ЕГРЮЛ;

  • копия свид-ва о гос. регистрации юр. лица завереная нотариусом;

  • копия свид-ва о постановке юр. лица на учёт в налоговом органе завереная нотариусом;

  • копия бух. баланса организации (заявителя) за текущий год;

  • подтвержденные документально данные о наличии собственных или привлечённых средств (например кредита или займа) на осуществление пользования недрами;

  • данные о тех. и технологических возможностях организации (заявителя), а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков;

  • копии документов, подтверждающих наличие в собственности или находящимся в аренде земельного участка с кадастровым планом, с нанесенным на нем участком недр;

Технические документы включают:

  • расчёт обоснованной потребности планируемого объема подземных вод (м. куб. в сутки) с указанием требований по уровню качества добываемых подземных вод и указанием режима эксплуатации скважины;

  • информацию и различные сведения об участке недр (геологическая строение и изученность, гидрогеологические, экологические и техногенные условия, характеристика целевого водоносного горизонта, уровней, качества и защищённости вмещаемых им подземных вод, характеристика существующей системы водоснабжения, прогнозная оценка возможности добычи (для данного участка недр) подземных вод в проектируемом объёме и возможности организации зон или округов санитарной охраны);

  • предложения заявителя (недропользователя) по условиям использования недр, куда входят (предложения по проведению работ геологического изучения для данного участка недр с указанием объемов, видов и сроков выполнения работ, а также результатов геологического изучения);

  • обзорную и гидрогеологическую карты с разрезами и вынесенными на них контурами участка недр и местом расположения (заложения) водозаборных сооружений и ЗСО, с указанием их географических координат (с предельной точностью до секунды) и абсолютных отметок (с точностью до метра);

Как правило, с предоставлением и сбором необходимых юр. документов организация (недропользователь) в большинстве случаев может справиться сама. Однако такие требования как наличие (или привлечении) квалифицированных и опытных специалистов включены в перечень необходимых документов не просто так. Наличие таких специальных знаний и опыта в области гидрогеологии пригодится при формировании технических документов, а в дальнейшем понадобиться при проведении предстоящих геологоразведочных работ.

 

Разработка проекта геологического изучения.

Является вторым этапом в комплексе работ для получения лицензии на добычу подземных вод. Проект на гео. изучение, чаще всего составляется силами привлекаемой гидрогеологической организации и отвечает всем требованиям действующих нормативных и методических документов, которые регламентируют процесс ведения поиска, а также оценку запасов подземных вод.

Если проект, финансируется за счёт гос. средств, он должен состоять из трёх частей: геолого-методической, производственно-технической и сметы. Проект, финансирование которого происходит за счёт организации (недропользователя), может состоять только из первой (методической) части.
Исходя из существующей степени изученности объекта и сложности его геолого-гидрогеологического строения, предстоящие объёмы и виды выполняемых работ на конкретных объектах, как правило могут различаться, что конечно же отражается на геологическом (техническом) задании выполняемых работ. Если на данном участке недр еще нет действующих водозаборных сооружений (скважин), необходимо составлять проект на выполнение поисковых и оценочных работ. Если водозаборные сооружения (скважины) уже есть, то поисковая стадия в таком случае из гео. изучения исключается, а проект будет составляется только на выполнение оценочных работ. Следует напомнить, что виды исследований (особенно число и состав сооружаемых водозаборных сооружений) предлагаемые Проектом, должны полностью совпадать с соответствующим перечнем, прописанным лицензионными условиями. По справочникам ССН-92, рассчитываются время и затраты материалов на производство планируемого объёма работ, а затем рассчитывается их проектная стоимость в ценах года проектирования.

Когда проект разработан, он согласовывается недропользователем (включая выбор варианта решения геологических задач при наличии альтернативных решений) и направляется на геологическую экспертизу в территориальный орган Росгеолэкспертизы (приказ минприроды России №470 от 28.10.2014г.) Срок рассмотрения Проекта по Регламенту – составляет 60 рабочих дней с даты подачи и регистрации заявления. При получении положительного экспертного заключения, организация (недропользователь) на основании этого проекта будет выполнять поисково-оценочные работы: геофизические, буровые, гидрогеохимические, топографические, опытно-фильтрационные и др. При получении отрицательного экспертного заключения, проект перерабатывается и вновь направляется на геологическую экспертизу. Количество таких «обращений» не лимитировано, но каждое повторное направление сопровождается обязательной уплатой государственного сбора, размер которого определяется соответствующими нормативными документами (тем больше, чем больше проектируемых видов работ и чем больше сметная стоимость проекта).

В соответствии со всеми возможными правилами и условиями лицензии, организация (недропользователь) обязательно должна разработать, а также согласовать проект гео. изучения в утвержденный срок – в большинстве случаев, в течение 10 или 12 месяцев, с даты гос. регистрации лицензии на право пользования участком недр для выполнения геологического изучения.

 

Оценка запасов подземных вод.

Третий и наиболее сложный этап в комплексе работ для получения лицензии.
Если говорить простыми словами, то оценка запасов подземных вод — это определение заданного качества и количества воды (исходного или после водоподготовки), которое организация (недропользователь) может получать ежесуточно в период длительного времени (в большинстве случаев 25 лет).

Основная задача этих работ – доказать принципиальную возможность того, что при работе проектных водозаборных скважин (сооружений) с заданной производительностью, расчётное понижение добываемых ими подземных вод не превысит установленную предельно-допустимую величину, а качество добываемых вод к концу 25-летнего периода эксплуатации как и прежде будет удовлетворять требованиям предъявляемым к водам соответствующего целевого назначения.

Подсчет запасов – довольно трудоемкий и сложный процесс, он подразумевает выполнение большого объема различных работ с последующим написанием и составлением полноценного отчета, а в дальнейшем его защитой в Территориальной комиссии по запасам.

На комиссии эксперты геологи, гидрогеологи и геофизики опираясь и ссылаясь на материалы полученные в ходе гидрогеологической изученности исследуемого участка недр, должны убедиться в том, что выполненные работы проведены с полным соответствием ранее утверждённого проекта, что геологическое задание и лицензионные условия соблюдены, что выбранная расчётная схема соответствует природной гидрогеологической модели исследуемого месторождения, что методика выполненных работ соответствовала требованиям методических рекомендаций, что полученные гидродинамические параметры и закономерности определены верно, что физико-хим. состав подземных вод соответствует их целевому назначению, что в результате проектируемой эксплуатации выбранных водозаборных сооружений (скважин) целевой водоносный горизонт не будет осушен, а показатели уровня качества подземных вод не выйдут за пределы установленных ограничений, что загрязнения окружающей среды и заметного ущерба сопредельным водозаборам не ожидается, и что категория оцененных запасов соответствует оценочной стадии (не ниже С1).
В том случае, когда предоставленные материалы по своему объему, содержанию, а также по своей обоснованности не могут позволить дать наглядную и объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, а также их геологической, экономической и экологической информации об исследуемом участке недр, который предоствляется в пользование, то заключение гос. экспертизы в этом случае будет содержать различные указания о необходимости выполнить соответствующие доработки материалов.

Срок проведения гос. экспертизы по Регламенту не должен превышать 90 дней с даты подачи и регистрации заявления о проведении гос. экспертизы, но может быть продлён на 60 дней при запросе дополнительной информации. Стоимость услуг экспертизы определяется постановлением правительства РФ и будет зависеть от категории месторождения и величины его запасов (в большинстве случаев – 10 или 40 тыс. руб.). В случае подготовки и направлении на экспертизу доработанных материалов (доработанного отчёта), стоимость и сроки их экспертизы определяются теми же регламентирующими документами.

 

Проект зон санитарной охраны

Является четвертым этапом, который подразумевает под собой необходимость получения документа, который будет подтверждать наличие у недропользователя так называемых зон санитарной охраны или возможность ее организации (за исключением водозаборов технических подземных вод). Для этого организация (недропользователь) должна организовать так называемые, три пояса ЗСО (зоны санитарной охраны). Расчёт размеров этих зон должен проводится в рамках составления проекта ЗСО, поскольку только такой документ может быть официально согласован органами государственного санитарного контроля.

Итак, задача первого пояса заключается в том, чтобы предотвратить несанкционированный доступ (подход, а также подъезд) к водозаборной скважине различных посторонних лиц и тем самым предотвратить замусоривания территории в пределах водозабора. Радиус зоны первого пояса ЗСО должен быть не менее 30 метров, но по согласованию с Санитарно-эпидемиологической службой может быть сокращен до 15 метров. Территория в его пределах должна быть обнесена забором, а также спланирована таким образом, что подразумевает под собой, ликвидацию различной высокой растительности, отведение поверхностного стока, организация пешеходных дорожек, а также зоны подъезда транспорта (к водозаборной скважине) из твердого покрытия.

Задача второго пояса заключается в том, чтобы исключить попадание микробного загрязнения в воды подземного горизонта. Если говорить простыми словами то общий смысл второй зоны заключается в том, чтобы в случае попадания с поверхности вредоносных микроорганизмов в подземный горизонт, они должны успеть погибнуть из за низких температур и изменения газового режима, до того, как они будут подтянуты к водозаборной скважине. В зоне второго пояса не должно располагаться сельскохозяйственных земель, выгребных ям, объектов животноводства, а также запрещено бурение скважин без уведомления организации и без получения разрешения органов санитарного контроля.

Задача и цель третьего пояса заключается в том, чтобы исключить попадание хим. загрязнения в воды подземного горизонта. Размеры зоны третьего пояса в большинстве случаев соответствуют зоне формирования запасов подземных вод, т.е. должны совпадать с границами исследуемого месторождения.

Организация всех трех зон санитарной охраны реализуется в полном соответствии с ранее оформленным и утвержденным проектом. Стоит принять во внимание, что данный проект ЗСО может быть разработан и выполнен уже после того как недропользователь получит лицензию.

 

Штрафы.

Рассмотрим такой неприятный момент как штрафы, за использование недр без соответствующей лицензии или за нарушение лицензионных условий. Между прочим, в настоящее время такие штрафы занимают не последнее место среди экологических правонарушений.

Пользование недрами без лицензии.

на граждан от 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб.
на должностных лиц от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.
на юр. лиц от 800 тыс. руб. до 1 млн. руб.

Использование недр с нарушением лиц. условий

на граждан от 2 тыс. руб. до 3 тыс. руб.
на должностных лиц от 20 тыс. руб. до 40 тыс. руб.
на юр. лиц от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

Стоит отметить, что организация (недропользователь), которая не оформила надлежащие документы и тем самым нанесла ущерб гос-ву, незаконным использованием водных ресурсов, будет вынуждена компенсировать такой ущерб, а это уже гораздо большие суммы, чем адм. штрафы. Поэтому будет выгоднее получить лицензию и обрести статус законопослушного недропользователя.

© 2009-2018 «Геологическое предприятие «РегионГеология»